На конференции «Код ИБ», в Тюмени, дискуссию начал Андрей Степаненко (УЦ Информзащита) вопросом о том, нужно ли учиться безопаснику, чтобы он качественно выполнял свою работу и оставался востребованным специалистом. Своим опытом по этому вопросу поделился Сергей Щербаков (Сибнефтемаш), отметивший, что любому руководителю службы ИБ важно настраивать своих подчиненных на постоянное обучение и развитие, хотя на практике лишь единицы проявляют к этому интерес. Андрей Степаненко добавил, что далеко не все компании в России могут позволить себе иметь в штате отдельного сотрудника по ИБ, айтишники же есть практически на каждом предприятии. А поскольку все предприятия рано или поздно приходят к осознанию необходимости обеспечения ИБ, то карьеры безопасника и айтишника часто пересекаются. Поэтому и у айтишника возникает потребность учиться безопасности.
Конференция продолжилась обсуждением роли ВУЗов в подготовке специалистов по ИБ, отвечающих всем требованиям современных реалий. Кирилл Вотинцев (ЦФТ) отметил, что на сегодняшний день российское высшее образование намного отстает от того, что есть сейчас на рынке информационных технологий Европы. «Все, что мы видим в адекватных специалистах, — это то, что они сами изучали по учебникам, на стажировках, тренингах и т.д.», — добавил эксперт. «В целом на рынке сейчас не хватает аналитиков, которые имеют максимально широкий взгляд на то, как ИБ создается, которые могут и с бизнесом на их языке говорить, и с айтишниками быть на их уровне».
Представление о карьерной лестнице в области информационной безопасности дал Андрей Степаненко, который нарисовал пирамиду ИБ. Верхние ступени на ней занимают руководитель службы ИБ и аналитики-архитекторы, которыми никогда не смогут стать вчерашние студенты ВУЗов. Причина этого в том, что такие должностные позиции требуют знаний и умений, которые приобретаются с опытом в процессе многолетней практической работы по обеспечению ИБ. На нижних ступенях пирамиды находятся безопасники-аудиторы и рядовые специалисты ИБ. Вот на этот уровень исполнителя могут перейти выпускники с университетских скамей, а их дальнейший рост по карьерной лестнице будет зависеть от них самих.